Литературно-художественный
ежемесячный журнал

ISSN 0131-5587

Сеит КАСКАБАСОВ. Хикая

(Статья из монографии «Ойөрiс») 

 

Древние народные верования в различных фольклорных жанрах формализуются в нестандартных композициях, диктуемых приоритетами, ограничителями и функциями того или иного жанра. В частности, связанный с язычеством жанр хикая – сюжетные поверия – разнится по ряду позиций со сказками с рудиментами языческих убеждений, отнесенными к сатирическому жанру. К примеру, действующий в сюжетах хикая үббе (водяной), использующий имя человека для заманивания и затем топящий его в воде, албасты (ведьма-оборотень), душашая перворожениц, жезтырнақ (старуха с медными когтями), подкарауливающая одиноких охотников, отличимы от шайтана, спорящего в одной из сказок в сатирическом ключе с Алдар-косе. Причина заключена в том, что жанр хикая в отличие от сатирических историй с нечистой силой не настолько оторван от материнского мира мифов, посему кругу рассказчиков хикая и слушателей присуща изначальная атмосфера доверия. А сатирические сказки, в свое время выделившиеся из ряда хикая (следовательно, мифов), трансформировались настолько, что в их содержание не верит никто. И если даже какой-то персонаж сказки кажется страшным, он не вызывает тот мистический трепет и ужас, который свойствен хикая...

Читать полностью

Просмотров:
За день: 1
Всего: 897

Вернуться к номеру